Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Рекомендации по развитию познавательной и мотивационной сферы будущих первоклассников

 

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писатьисчитать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этомунаучиться…»

 

Л. А.Венгер.

 

 

 

МОТИВАЦИОННАЯГОТОВНОСТЬ

 

  • У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ

 

  • Если ваш ребенок не готов к новой социальной роли – позиции школьника, то, возможно, у него возникнут трудности. Вы можете столкнуться со стойким нежеланием идти в школу, невысоким познавательным интересом, слабой учебной активностью, низкой работоспособностью. Заметить эти признаки можно задолго до поступления в школу. В этих случаях ребенок инфантилен, стремиться казаться младше своего возраста, живет только по принципу «хочу», совершенно игнорируя «надо». Он негативно относится к любой умственной работе, не любит отвечать на вопросы, не любит чтение. В самостоятельной деятельности ребенокв основном играет в стереотипные игры, сюжеты игр однообразны. Если Вы это замечаете в ребенке, то:

 

  1. 1.   Сходите с ним на экскурсию в школу, покажите как много там детей, посетите уроки, школьные мероприятия, поговорите после уроков с первоклассниками, сучителями.

 

  1. 2.  Нежелание идти в школу может объясняться и завуалированным страхом перед «взрослением». Такие дети не уверены в себе, тревожны, не могут принять того, что в школу нельзя брать игрушки, что другие дети могут обидеть. Расскажите такому ребенку, как Вы учились, о школьных друзьях, интересных моментах школьнойжизни.

 

  1. 3.  Спросите ребенка, кем он хочет стать, на кого быть похожим. Докажите, что именно школа поможет ребенку стать тем, кем он хочет, достичьцели.

 

  1. 4.   Если в семье уже есть школьник, не совершайте грубой ошибки, – не обсуждайте его неуспехи и проблемы в присутствии младшего ребенка, не ругайте и не наказывайте, – это может вызвать страх и нежелание быть учеником. Наоборот, отмечайте его успехи, хвалите в присутствии будущего первоклассника. Именно мотивация на успех должна стать для будущего ученика ведущей. И Вы, думая и говоря о школе, должны сами верить, что все будет хорошо.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

 

  • Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.
  •  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
  • 1.  Прививайте       любовь      к     чтению,      развивайте       способность        пересказывать, сохранив основную мысль и последовательностьдействий.
  • 2.  Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи; ходите на прогулки по окрестностям,паркам.
  • 3.   Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать,анализировать.
  • 4.    Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместныхигр.
  • 5. Хвалите за малые достижения.
  • 6.    Создайте библиотеку познавательныхкниг.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

  • Внимание – это познавательный психический процесс, с помощью которого в процессе познания окружающего мира позволяет человеку сосредотачивать сознание на объектах, имеющих для него определённую значимость. 
  • Упражнения для развития внимания:
  • 1.Предлагайте ребёнку, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы "а", стараясь не пропускать их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребенка зачеркивать все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)
  • 2.        Можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.
  • 3.        Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
  • 4.        Предлагайте своему ребёнку:
  • - повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
  • - неоконченные фразы, которые нужно заканчивать;
  • - учите сравнивать, анализировать образец и учить находить и исправлять ошибки.
  • 5.         Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.
  •   В следующий раз можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.
  •   Потом можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.
  •  Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребёнка.
  1. 6.        Игра «Найди отличия».
  2. 7.        Предложите ребенку нарисовать любую несложную картинку (котик, домик и др). Затем попросите его отвернуться и дорисуйте несколько деталей. И узнайте, заметит ли он что изменилось в рисунке. Затем вы можете поменяться ролями. 
  3. 8.        Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники". Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

  •     Память – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание определённой информации поступившей в мозг. 
  • Упражнения для развития памяти:
  1. 1.На столе стоит 8-10 предметов, которые ребенок должен внимательно изучить и постараться запомнить, затем предметы закрываются и ребенка просят их перечислить.
  2. 2.Выполнение с помощью игры «Конструктор» какой - либо детали, но не по образцу, а по памяти.
  1. 3. Вы читаете ребенку 10-15 слов, а потом просите повторить те, которые он запомнил.
  2. 4. Так же можно предложить детям рассказ с четко выделенными опорными словами, которые он должен будет использовать в пересказе.
  3. 5. В таблице нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребенку картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка. Возможен вариант наоборот – что было зеленого цвета, что розового. 
  4. 6. Вы раскладываете на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
  5. 7. Читая сказки, нужно обязательно рассматривать иллюстрации. После этого можно задать ребенку вопросы по ним. Попросите его назвать сказки, в которых встречаются поросята, волк, лиса, принцесса и т.д. Или другой вариант – перечислите героев какой – либо сказки, естественно, известной ему (дровосек, волк, бабушка и т.д.), и попросите угадать, что это за сказка.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

 

  •     Мышление – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщённое и опосредованное познание окружающего мира.

 

  •     Речь – это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающего мира с помощью языка, системы знаков используемой как средство общения и мышления. 

 

  •     Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребёнок активно овладевал умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня сознания и специально им обучить. 

 

  • 1. Включайте в занятие задания на: сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

     

 

  • 2. Классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

 

  • 3.Нахождение  «лишнего»  слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

  4. Складывание целого из частей (разрезные картинки);

  • 5. « Говори наоборот» (белый – черный, верх - низ)

  • 6. Сюжетно-ролевые игры, где ребенок выступает режиссером.
  • 7.     Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
  • 8.     Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
  • 9.     Использовать задания на сообразительность,  логические  рассуждения и т. д.
  • 10.     Занятия по рисованию,  лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение  планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
  • 11.     Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей. 
  • 12. В целях развития речи:
  • а) после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
  • б) развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану. Заданной теме;
  • в) упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений; учите детей доказывать своё мнение, выражать его.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 

  • Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Поэтому желательно ежедневно делать следующие упражнения:
  • 1.      Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики.
  • 2.      Разминать пальцами пластилин.
  • 3.      Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как будто кулачок – бутончик цветка (утром раскрывается, вечером закрывается).
  • 4.      Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь.
  • 5.      Показывать отдельно только один палец, затем – два, три, четыре, пять.
  • 6.      Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  • 7.      Махать в воздухе только пальцами.
  • 8.      Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе и т.д.
  • 9.      Собирать все пальцы в щепотку.
  • 10.  Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.
  • 11.  Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, заводить механические игрушки ключиком.
наверх